В 1817 году немецкий изобретатель Карл Фон Дрез создал первый двухколесный самокат. Этот самокат имел два колеса, руль и выглядел как велосипед без педалей. Рама его байка была сделана из дерева. С тех пор прошло много времени. Современные вело строительные компании предлагают множество вариантов из которых изготовляют фрейм сеты. Сталь, алюминий, карбон, магний и титан – самые распространенные.

Как отличить материал рамы по сварному шву?

     

Сталь

Из стали началось массовое изготовление велосипедных каркасов. Будучи доступной, она имеет как преимущества, так и недостатки. Это достаточно прочный и вместе с этим мягкий метал. За счет своей мягкости она не так вибрирует, этот метал достаточно гибкий. Такой фрейм сет можно использовать для повседневного катания, особенно если у вас жесткая (ригидная) вилка. Важно знать то что вес велосипедиста влияет на выбор материала для фреймсета. Стальной каркас отлично подойдет для райдеров с весом до 70 кг.
Ржавление – разрушение метала в следствии влияния окружающей среды. Если на фрейме есть царапины, в местах где метал не покрыт защитной полнкой - появится ржавчина. Еще один минус – он тяжелый, это негативно сказывается на разгоне. Так же при подъёме в гору райдер будет ощущать каждый лишний грамм, так что для соревнований, где важна каждая секунда вариант со стальной рамой скорее всего не подойдет. Стальные лошадки могут хорошо смотреться в таких дисциплинах как даунхилл.

Основные типы:

  • Углеродистая – самая дешевая в производстве, очень мягкая, за счет этого легко ремонтируется, в месте с этим, ее легко деформировать,она подвержена разрушению больше остальных. Используют этот метал в самых дешевых моделях роверов.
  • HI-ten – его качество немного выше за углеродистую, но эта разница не значительна.
  • Cromomolibden (Cro-Mo) – качественная сталь, в ее состав входит хром и молибден, эти компоненты дают большой запас прочности, повышают стойкость к ржавению, она обладает отличными амортизационными свойствами, ремонтопригодная.

Алюминий

На сегодняшний день фреймы из алюминия постепенно вытесняют сталь. Причин, по которым люди смотрят в эту сторону очень много. Массовое производство дешевле по сравнению с другими материалами. Байки начального и среднего уровня как правило изготовлены именно из него. Если в магазине есть стальные велы, они как правило дешевые и скорее всего сделаны из Хитена или обычной углеродистой. Байки из качественного хром молибдена находятся в весьма специфическом сегменте – туринг либо фиксед гир, в некоторых случаях даунхил.

Плюсы

  • Главное преимущество - вес, байк легко разогнать, да и подъем в горку будет намного легче.
  • Доступность, вам не составит труда найти подходящий под ваши потребности алюминиевый ровер.
  • Не ржавеет.

Минусы

  • Жесткость - одновременно и плюс, и минус. Она уместна если вас интересуют скоростные показатели. Даный материал не гасит дребезжание, если у вас нет амортизации тогда малейшие рельефные неровности будут вызывать неприятную тряску, бить по рукам и не только. Особенно это касается людей с маленьким весом.
  • Малый срок эксплуатации. Можно легко повредить, он боится падений и ударов.
  • Низкая ремонтопригодность.

Есть несколько популярных сплавов: 7005 – более прочный, но его сложнее обрабатывать, самый распространенный 6061 – он более пластичный.

Подведя итоги можно с уверенностью сказать, что сегодня алюминиевые байки захватили рынок и пользуются огромной популярностью не зависимо от типа, будь то горный или шоссейный байк.

Титан

Титан объединил в себе все положительные стороны стали и алюминия. Титан отлично гасит трепетание вашего байка, в меру жесткий, он не ржавеет, единственным недостатком является - стоимость и сложность в ремонте.

Никто не занимается массовым производством титановых байков, зачастую это кастомные байки, сделанные под заказ, либо производство мелкими тиражами.

Плюсы

  • Легкий.
  • Устойчивость к разъеданию.
  • Имеет высокий порог усталости, не боится падений и ударов.
  • Гасит вибрации.

Минусы

  • Большая стоимость.
  • Сложно найти мастера, который может качественно провести сварочные работы.

Подводя итоги хотелось бы сказать о том, что его универсальность не столь безгранична. Он будет отлично смотреться на туринговых лошадках, другими словами это удачное решение для людей, которые ездят много и везде. Из титана не делают роверы для трековых гонок, он недостаточно жесткий для такого вида спорта.

Карбон

Карбоновые фреймы имеют ряд преимуществ, они легкие и прочные, не подвержены внешним разрушительным факторам, хорошо поглощают вибрирование, на сегодня он является преимущественным в профессиональном спорте. Качественно изготовленная карбоновая рама может быть очень прочной и выдерживает огромные нагрузки. Так же карбон отлично убирает высокочастотные колебания. Он обладает высокой жесткостью, такой велосипед легче разогнать, на нем легче ехать в гору.

Плюсы

  • Каркас весит в среднем 800 – 900 грамм.
  • Высокая прочность.
  • Возможность сконструировать и добиться любой формы и прочности.
  • Не ржавеет.

Минусы

  • Высокая стоимость, она обусловлена тем что большинство процессов выполняется вручную.
  • Сложность установки навесных комплектующих – таких как багажник.
  • Боится точечных ударов.
  • Сложно ремонтировать. Прочность в местах ремонта в разы снижается.
  • При изготовлении нужно точно следовать многим тех процессам, много не проверенных производителей продают мягко говоря не качественные изделия, хоть рама может иметь низкий вес, это не значит, что она будет выполнять поставленные задачи.

Экзотические материалы

Кроме самых распространенных, можно встретить совершенно неожиданные, например - древесина, бамбук, различная экзотика с добавлением магния, скандия или бериллия.

Итоги

В первую очередь, при выборе материала, из которого будет выполнен ваш байк нужно отталкиваться от ваших потребностей, нужно четко понимать, что именно вы хотите от своего двухколёсного друга, тогда руководствуясь этой статьей вы без проблем сможете подобрать велосипед который справиться с вашими запросами.