Хотя каждый из нас видел велосипед, почти все катались на нем, в 95 процентах случаев, когда людей просят изобразить его, у них выходит не совсем правильная форма. Иногда получается совсем футуристический дизайн. Такой эксперимент в 2009 году провел итальянский дизайнер Джанлука Гимини, он просил случайных людей нарисовать конструкцию ровера, большинство участвующих не смогли изобразить правильно функционирующий аппарат, порой получались диковинные модели, по некоторым самым интересным рисункам были спроектированы 3D модели.
В этой статье мы разберемся из чего же состоит велосипед, как работают отдельные его механизмы, и для чего они вообще нужны.
Устройство, базовые компоненты, из которых состоит байк:
Рама
Рама – самый важный элемент,она является скелетом, на котором держится все навесное оборудование, правильно выбранная рама — это единственный компонент, который вы не будете заменять в ходе эксплуатации, все остальное можно считать расходным материалом. Существует множество материалов этой детали, но это другая, достаточно объёмная и важная тема, об этом у нас есть отдельная статья (материалы рам).
- Открытая – рама придумана для женщин, верхняя труба изогнута и располагается близко к нижней, либо же она вовсе отсутствует.
- Закрытая – верхняя труба прямая, образовывает так называемый передний треугольник.
Все остальное – особенности формы, которые обусловлены типом велосипеда, его назначением.
Вилка
Элемент который также может долго служить без замены и существенно влияет на качество и стиль езды. Их можно разделить на два типа:
- Ригидная (жесткая) – устанавливается на шоссейные велосипеды, дорожные, синглспиды, детские велосипеды, БМХ. Материал такой вилки может отличаться от материала рамы. Часто можно встретить карбоновую вилку на алюминиевом велосипеде. Качество амортизации напрямую зависит от материала, алюминиевые – жесткие, сталь способна гасить некоторый спектр вибраций, лучше всего гасят вибрации карбон и титан.
- Амортизированная – устанавливается на горные, в некоторых случаях дорожные велосипеды. Конструктивно они делятся на несколько типов:
- Пружынно-эластомерные – самый бюджетный вариант, состоит из пружины, внутри которой расположен полиуретановый демпфер. Такие вилки имеют минимум настроек, они не работают при минусовой температуре.
- Пружинно-масляные – демпфером здесь служит масло. Пользуются популярностью среди вело любителей, такие вилки надежны, они поддаются регулировке.
- Воздушно-масленые – вместо пружины установлен воздушный картридж. Количеством воздуха можно быстро отрегулировать жесткость, но такую вилку нужно периодически подкачивать.
Управление
Рулевая колонка – механизм, с помощью которого руль и вилка вращаються, таким образом происходит управление.
- Резьбовые – Старый тип колонки, на конце штока вилки нарезана резьба, сейчас их устанавливают на бюджетных велосипедах. Есть возможность легко регулировать высоту руля, послабив якорь внутри штока.
- Безрезьбовые рулевые колонки деляться на несколько видов:
- Неинтегрированная колонка – распостраненный стандарт. Чашки с проточкой под подшипники впресованы в рулевой стакан (подшипники вынесены наружу рулевого стакана). Якорь и крышка якоря с затяжным болтом соединяют конструкцию.
- Полуинтегрированная рулевая колонка – основное отличие в том, что подшипники находятся внутри стакана рамы, такой тип колонки более надежный, имеет хорошую пыле-влаго защиту. Могут быть установлены как насыпные, так и подшипники закрытого типа.
- Интегрированная рулевая колонка – не имеет чашку, посадочное место под подшипник выточено в стакане. Такие колонки совместимы только с подшипниками закрытого типа (промподшипник)
Вынос руля – деталь велосипеда которая соединяет руль со штоком вилки. У резьбовых колонках вынос вставляется внутрь штока, таким выносом можно регулировать высоту руля. У безрезьбовых колонок вынос надевается на шток.
Руль – может иметь разную форму, в зависимости от назначения. Прямой – используется в горных велосипедах, дорожный устанавливают на городские велосипеды, шосейные рули (баран), рули бабочки (походные, трекинговые).
Трансмиссия
Трансмиссия предназначена для передачи усилия с ног человека на колесо. Первые велосипеды по типу пеннифартинг вообще не имели трансмиссии, потом стали использовать цепню передачу, она до сих пор является самой популярной. Так же существует ременная и вальная передача, электрическая.
Если велосипед на одну скорость, то его трансмиссия максимально проста, она состоит из
- Ведущая звезда – передний зубчатый диск, установленый на кареточном валу, предназначен для преобразования поступательных движений велосипедиста во вращательные, так же размер звезды влияет на передаточное отношение. На велосипедах с передачами установлена система звезд, спереди может стоять до 3 звездочек с разным количеством зубьев, например 36х42х46
Более подробно о передачах велосипеда можно узнать из статьи о передачах велосипеда
- Ведомая звезда – установлена на ступице заднего колеса, предназначена для изменения передаточного числа. На велосипедах с передачами стоит система звезд, она бывает двух типов
- Вольнобег (трещетка) – более простая конструкция, которую сейчас устанавливают на бюджетные велосипеды.
- Кассета – более надежная система, которая не так сильно вредит осям втулок.
- Шатун – рычаг, к которому крепится передняя звезда(правый) и педаль, так же левый, к которому прикреплена только педаль, шатуны одеты на кареточный вал.
- Цепь – соединяет ведущую и ведомую звезды. Является важным елементом, который требует тщательного ухода за собой.
- Кареточный вал – приводит в движение трансмиссию, соединяет раму с шатунами
Колеса (виллсет)
Велосипедные колеса – это сбалансированная система, которая состоит из втулки, спиц, обода, камеры и покрышки. Большое колесо — это всегда хороший накат, высокая проходимость, колеса поменьше обеспечат велосипедисту манёвренность.
Система торможения
Тормоз необходим для регулирования скорости велосипеда и его своевременной остановки. Существует несколько типов тормозов:
- Барабанный – тормоз с которым знакомы люди, которые ездили на велосипеде Украина, торможение происходит при вращении педалей назад.
- Ободные (V – Brake) – ручной тормоз, две колодки зажимают обод колеса, таким образом происходит торможение.
- Дисковые тормоза – состоят из самого диска, который закреплен на колесе, и суппорта внутри которого происходит прижатие диска. Существуют механические и гидравлические дисковые тормоза. Механический работает с помощью троса, который с одной стороны закреплен на тормозной ручке, другой конец зафиксирован на супорте, при натяжении супорт сжимается – происходит торможение. Гидравлический работает при помощи жидкости, она подается под давлением по шлангу от ручки к суппорту.
Прочее оборудование
Помимо основных существует масса дополнительных деталей, которые так же незаменимы, выделим несколько из них.
- Седло – элемент с которым вы непосредственно контактируете, оно крепится к подседельному штырю, который в свою очередь вставляется в раму. Выбор седла – очень деликатный процесс, эта деталь очень влияет на комфорт при езде.
- С педалями тоже все не так просто, бывают платформы – обычные педали которые установлены на большинстве велосипедов. Контактные – используются в основном на шоссейных байках, удел профессиональных спортсменов, а также вело любителей, которые однажды попробовав, почувствовали разницу и полностью перешли на этот тип педалей, нужно учитывать, что к ним нужно покупать специальную вело обувь.