Наличие тормозной системы на велосипеде – одно из ключевых условий безопасной, комфортной и продолжительной эксплуатации транспортного средства. В нашей сегодняшней статье рассмотрим, как отрегулировать тормоз на велосипеде, чтобы сделать езду комфортной и безопасной.

Типы велосипедных тормозов и их особенности

В зависимости от механизма действия различают следующие виды тормозов:

  1. Ободные (V-brake, кантилеверные, U-brake) обеспечивают торможение благодаря зажиму обода колеса тормозными колодками. Отличаются простой конструкцией, легким весом, но зависимы от чистоты, отсутствия деформаций обода и менее эффективны в дождливую погоду.

  2. Дисковые (механические, гидравлические) действуют через зажим тормозного ротора (диска), закрепленного на колесе. Обеспечивают эффективное торможение в любую погоду, меньше нагружают обод колеса, продлевая его срок эксплуатации. Но более сложны в обслуживании по сравнению с ободными конструкциями. Механические дисковые тормоза проще настроить, но они менее чувствительны, чем гидравлические.

  3. Барабанные (втулочные) срабатывают от обратного вращения педалей, в результате чего тормозные колодки распирает внутри барабана. Расположены внутри втулки колеса. Нуждаются в минимальном обслуживании, но менее эффективны по сравнению с дисковыми конструкциями.

  4. Роллерные представляют собой улучшенную барабанную систему, при которой тормоз срабатывает от нажатия на ручку. Надежны для поездки по городу, но не эффективны для спортивной эксплуатации.

Если барабанные и роллерные тормоза не требовательны в уходе, то первые два типа систем требуют периодической регулировки.

Как отрегулировать тормоза на велосипеде - 1

Пошаговая настройка ободных тормозов

Чтобы ободные тормоза работали надежно и эффективно, следуйте алгоритму действий:

  1. Отрегулируйте натяжение тросиков. Особенно это важно для заднего тормоза, поскольку здесь есть несколько перегибов «рубашки», в которых провисший тросик может застрять – например, в местах входа и выхода «рубашки» из рамы. Убедитесь, что тросик хорошо натянут по всей длине – иначе однажды может произойти так, что при нажатии тормоза просто не сработают.

  2. Проверьте наконечники сорочек, чтобы они были до конца на них одеты. Если там остается зазор, то при нажатии на ручку вместо тросика будет двигаться «рубашка», что, естественно, не лучшим образом повлияет на работу тормозов. Если же наконечников нет, проверьте, чтобы рубашки были обрезаны под прямым углом, и до упора вставьте их в соответствующие порты тормозной ручки.

  3. Выставьте нужный ход тормозной ручки. Некоторым нравится, когда колодки расположены совсем близко, чтобы тормоза работали максимально быстро, а другие предпочитают, чтобы они «схватывались», когда ручка почти достает руля. Сначала следует прижать колодки к ободу, затем натянуть руками трос и зафиксировать его. А дальше уже просто настраиваете ход ручки с помощью регулировочной муфты. Идеально, когда при нажатии ручка не достает до руля 2-3 см.

  4. Отцентрируйте тормоз. На большинстве тормозов есть специальный винт, позволяющий настроить ход. Подкрутите его так, чтобы при нажатии на ручку обе колодки примыкали к ободу одновременно.

  5. Выровняйте колодки относительно ободов. Для регулировки положения колодок используйте шестигранный ключ: ослабьте болты, выставьте нужное положение и затяните их. Но прежде чем затягивать, подкрутите их, крепко удерживая колодку рукой, чтобы она никуда не смещалась. И только потом закручивайте болты до конца.

  6. Выставьте колодки под нужным углом. Можно взять, например, старую банковскую карту и положить ее между колодкой и ободом так, чтобы она закрывала заднюю треть колодки. Затем нажмите на тормозную ручку и, не отпуская ее, ослабьте болт колодки, а затем затяните его назад. Проделайте то же с другой стороны – теперь колодки будут касаться обода под оптимальным углом.

Пошаговая настройка дисковых тормозов

Дисковые тормоза бывают:

  • механические – колодки двигаются с помощью ручки и тросов;

  • гидравлические – в таких системах давление на колодки осуществляется посредством технологической жидкости.

Настроить механическую систему тормозов не так уж сложно, достаточно иметь минимальный набор ключей и ответственно подойти к делу. А вот насчет гидравлики – здесь все гораздо сложнее.

На механическом дисковом тормозе одна неподвижная колодка, вторая перемещается при нажатии тормозных рычагов. Этот нюанс и определяет алгоритм, как подтянуть дисковый тормоз на велосипеде:

  1. Выравнивание калипера (машинки) так, чтобы плоскости тормозного диска и колодок были между собой параллельны. Для этого необходимо предварительно ослабить крепежные винты, затем правильно выставить и затянуть. Пытайтесь сделать так, чтобы промежуток с обеих сторон диска был одинаковым.

  2. Регулировка неподвижной колодки. Возвращая расположенный с внутренней стороны регулировочный диск, вручную или ключем Torx, подведите одну из колодок максимально близко к диску, не допуская его касания.

  3. Регулировка подвижной колодки. Освободите трос, расслабив болт на поворотном кронштейне. Регулировочным винтом с внешней стороны достигайте такого положения колодки, при котором зажим диска происходит в середине хода. На механическом тормозе некоторых производителей такой регулятор может отсутствовать, в этом случае положение колодки задается при затягивании троса.

  4. Фиксация троса. Натянув трос плоскогубцами, зафиксируйте винтом и проверьте работу нажатием тормозной ручки. В зажатом положении ручка должна быть на удобном расстоянии от грипсы. При необходимости подтяните или ослабьте тросик.

  5. Проверка. Проедьте на велосипеде и слегка притрите колодки несколькими торможениями, чтобы убедиться в качественной настройке. Более точную регулировку механических дисковых тормозов можно выполнить вращением регулятора на корпусе крепления ручки.

Как отрегулировать тормоза на велосипеде

Поддержка тормозов в надлежащем состоянии

Чтобы тормоза работали исправно и служили долго, соблюдайте несколько правил:

  • каждый раз перед поездкой проверяйте работу тормозов;

  • при необходимости очищайте систему от загрязнений, препятствующих исправной работе;

  • если долго не катались на велосипеде, пройдите полное техническое обслуживание байка;

  • не храните велосипед в слишком холодном помещении, на открытом воздухе в зимнее время;

  • в механической системе чаще проверяйте тросы, в гидравлике – герметичность гидролинии;

  • смазывайте подвижные детали системы специальными смазочными маслами.

За первой настройкой тормозной системы лучше обратиться к профессионалам: они настроят велосипед под вас, проконсультируют по уходу и обслуживанию.