Доля электровелосипедов на украинском рынке уже составляет 10% и продолжает расти. Означает ли это, что вскоре большинство украинцев пересядут с обычных двухколесных на электрические? Все указывает на это. Вскоре электровелосипеды станут экологичной, быстрой и выгодной альтернативой автомобилю для езды по городу и по бездорожью. Подробнее о том, как выбрать электровелосипед и какие технические параметры надо учитывать, рассказывает эта статья.

Для кого подходит электровелосипед

Электрический велосипед - это современное решение, в котором сочетаются преимущества традиционного велосипеда с дополнительной электрической поддержкой. Электродвигатель помогает при вращении педалей, облегчая движение и уменьшая усилия велосипедиста.

Разница между обычным и электровелосипедом наиболее заметна во время преодоления больших расстояний и движения вверх. В электрических байках есть возможность регулировать интенсивность мощности с помощью контроллера на руле. Стандартный диапазон интенсивности мощности составляет 3-5 уровней. При желании можно полностью заглушить двигатель и ездить как на традиционном велосипеде.

Возможность преодолевать большие расстояния и холмы с меньшими усилиями делает электровелосипед идеальным для:

  • подростков;
  • мужчин и женщин, которые часто ездят на работу на велосипеде и ценят комфортные условия передвижения;
  • тех, кто имеет физические ограничения по здоровью, или хочет избежать чрезмерной усталости;
  • пожилых людей;
  • доставщиков еды;
  • велокурьеров.

Типы электровелосипедов

Городские электровелосипеды

Это байки, которые отличаются:

  • однотрубной сквозной рамой, что облегчает ее установку/снятие и помогает безопасно передвигаться в городском потоке со скоростью 25 км\час;
  • усилением при вращении педалей, что предотвращает усталость;
  • простым способом сесть на велосипед и сойти с него.

Городские виды электровелосипедов оборудованы такими аксессуарами как брызговики, фары и багажник для личных вещей или покупок.

Горные электровелосипеды (МТБ)

Самые мощные модели с огромным крутящим моментом. Они обеспечивают поддержку при подъеме и хорошее сцепление с дорогой. Предназначены для поездок по пересеченной местности. Они отличаются прочной рамой и мощным двигателем, который помогает долго крутить педали даже на самых сложных дорогах. Горные электронные велосипеды в последнее время претерпели значительные изменения, поэтому теперь даже менее неопытные велосипедисты могут использовать их для покорения самых сложных троп. Модели горных байков характеризуются правильной сбалансированностью конструкции. Их аккумулятор обычно размещен прямо под трубкой рамы. Это обеспечивает электровелосипедам аэродинамичность и привлекательный внешний вид.

Складные электровелосипеды

Хорошее решение для людей, которые хотят ездить на работу, брать велосипед с собой в поездки на автомобиле или имеют небольшое место для хранения велосипеда дома. В сложенном виде электровелосипед можно легко транспортировать машиной без специального багажника. Его можно перевозить поездом или даже самолетом. Он не занимает много места в кемпере или на яхте, поэтому можно брать байк с собой в отпуск.

Большинство складных электровелосипедов оснащены легкими литий-ионными аккумуляторами. Благодаря этому они весят менее 20 кг. Обычно они выпускаются с двигателем, расположенным в задней ступице. Это решение обеспечивает эффективную поддержку во время езды. Переднемоторные или среднемоторные складные электрические модели встречаются гораздо реже.

Чаще всего складные электровелосипеды изготавливают с 20-дюймовым колесом. Они маневренные, имеют 6-8 передач, багажник, брызговики и ободные тормоза. Более дорогие модели могут иметь больше передач или планетарную ступицу, гидравлические дисковые тормоза и амортизатор.

Электровелосипеды для туризма (треккинговые и кроссовые модели)

Являются компромиссом между горными и городскими электрическими велосипедами. Они в основном подходят для длительных поездок по дорогам или пересеченной местности. Часто используются в кардиотренировках, семейных или групповых поездках, где электродвигатель помогает менее опытным участникам не отставать от других.

Треккинговые электровелосипеды оснащены фонарями, брызговиками или багажниками. В них можно регулировать интенсивность повышения мощности, чтобы достичь оптимальной частоты пульса при кардиотренировках. Во время движения вверх можно использовать больше мощности, чем на ровной поверхности, чтобы поддерживать постоянную частоту пульса.

Фэтбайки с электроприводом

Это особый тип электровелосипеда, позволяющий исследовать места, к которым трудно добраться на традиционных велосипедах.

Фэтбайки - это электровелосипеды, характеристики которых включают:

  1. долговечную конструкцию рамы, изготовленную из твердых материалов, таких как алюминий или сталь. Благодаря этому фэтбайк способен справляться с любыми неровностями местности;
  2. мощный электродвигатель, позволяющий преодолевать крутые холмы и труднопроходимую местность с меньшими усилиями;
  3. широкие шины с низким давлением, благодаря которым велосипедисты могут преодолевать различные препятствия, включая песок, снег, грязь и корни, с большей устойчивостью и сцеплением с дорогой. Широкие шины лучше поглощают вибрации, удары и неровности местности, что делает управление электровелосипедом более комфортным и безопасным.

Шоссейные электровелосипеды

Это скоростные модели, которые предназначены для спортивных тренировок и велогонок как по асфальтированным дорогам, так и по крутым холмам. Специфика шоссейных велосипедов заключается в том, что поддержка двигателя работает только до скорости свыше 25 км/ч, поэтому на коротких ровных дистанциях этот велосипед не быстрее традиционных моделей. Он проявляет весь свой потенциал только в горах или больших расстояниях, где велосипедист среднего уровня не способен самостоятельно поддерживать высокий темп.

Основные характеристики электровелосипеда

Мощность двигателя

Мощности электродвигателей для велосипедов, представленных на рынке, обычно составляют 250, 500, 750, 1000, 2000 Вт. Чем выше мощность, тем легче будет езда в условиях подъема. Этот параметр ограничен европейским законодательством об электровелосипедах до 250 Вт. В странах Востока эти положения обычно более либеральны - до 500 Вт.

При одинаковой емкости аккумулятора, чем больше мощность двигателя, тем большую максимальную скорость сможет развивать электровелосипед. Однако эта скорость варьируется в зависимости от веса пассажира и дорожных условий.

Спокойным велосипедистам, которые не любят большие скорости, ответ на вопрос «электровелосипед какой мощности выбрать?» - 250 Вт. Однако если электрический велосипед оснащен двигателем мощностью более 250 Вт (то есть 350 Вт), контроллер ограничит его мощность до 250 Вт, чтобы удовлетворить требования законодательства. Если мощность двигателя электровелосипеда намеренно ограничена, это позволяет создать постоянный запас мощности, который облегчит нагрузку на него и продлит его срок службы. Спортивные электровелосипеды позволяют разблокировать ограничение мощности и использовать всю мощность двигателя при езде по дорогам общего пользования.

Велогонщикам и горным велосипедистам подойдет двигатель мощностью 1000 Вт и более.

Аккумулятор

Это самый важный элемент электрических велосипедов. Обычно они работают от современных литиевых, полимерных или литий-ионных аккумуляторов. Они отличаются сбалансированным соотношением веса/емкости, долговечности и цены.

Срок службы аккумулятора зависит от частоты его использования, обслуживания и тому подобное. В среднем он составляет от 20 000 до 30 000 км, 4-8 лет использования или 800-1000 циклов зарядки.

Аккумулятор электровелосипеда разряжается, даже когда он не используется.

Его зарядка до 50% емкости занимает 1-1,5 часа, до 100% - 3-4 часа.

Чтобы аккумулятор электровелосипеда прослужил как можно дольше, необходимо правильно ухаживать за ним. Важно, чтобы литиевые аккумуляторы регулярно заряжались до максимальной емкости. Желательно это делать после каждой поездки. Не рекомендуется полностью разряжать аккумулятор или прерывать процесс зарядки. Литиевые аккумуляторы плохо работают при высоких температурах, поэтому нельзя не подвергать их воздействию температур выше +35 °C. Температура ниже 0°C также не подходит. Эти факторы, а также интенсивность их использования влияют на срок службы аккумулятора. Поэтому фактическая долговечность может соответствовать гарантийному сроку.

Размещение аккумулятора частично определяет, как едет велосипед и как им управляют:

  • на стойке аккумулятор устанавливается в городских или треккинговых велосипедах, поскольку байки такого типа обычно оснащены багажниками. Стойка имеет два уровня, что позволяет прикрепить к верху корзину или сумку. В этом случае аккумулятор легко доступен для зарядки;
  • на раме горного велосипеда аккумулятор размещается на месте для бутылки с водой, что сохраняет красивый и аэродинамический дизайн;
  • под стойкой сиденья размещение аккумулятора считается правильным за счет более длинной рамы. В таком случае система цепи/педализации также должна быть длиннее, что часто приводит к тому, что электронный велосипед имеет только одну передачу. Поэтому это решение чаще всего используется в сложных электровелосипедах.

Запас хода (дальность поездки)

Тип и емкость аккумулятора определяют запас хода, время зарядки или срок службы электронного велосипеда:

  • дальность 60-80 км - емкость аккумулятора 9-10 Ач,
  • дальность 80-100 км - емкость аккумулятора 11-12 Ач,
  • дальность 100-120 км - емкость аккумулятора 13-14 Ач,
  • дальность хода 120+ км - емкость аккумулятора 15 Ач+, встречающиеся очень редко.

Вес электровелосипеда

Электрические велосипеды намного тяжелее обычных велосипедов. Большую часть веса электровелосипеда составляет аккумулятор, который весит около 4-5 кг и сам двигатель. Если вычесть вес двигателя и аккумулятора, получится вес обычного велосипеда. Вес электровелосипеда обычно составляет от 22 до 26 кг, складной модели - 20 кг.

Тип двигателя

1. Переднее мотор-колесо

Преимущества: Недостатки:
  • низкая цена;
  • равномерное распределение веса велосипедиста.
  • подходит только для езды по городским асфальтированным дорогам;
  • на мокрой или неровной поверхности есть риск пробуксовки переднего колеса.

2. Заднее мотор-колесо

Преимущества: Недостатки:
  • упрощённое управление для преодоления бордюров и других препятствий;
  • хорошая передача крутящего момента, предотвращающая пробуксовку на бездорожье;
  • подходит для сложной местности.
  • большой вес в задней части велосипеда, что ускоряет износ задних компонентов.

3. Центральный привод

Преимущества: Недостатки:
  • правильный баланс и высокая эффективность ускорения при педалировании;
  • высокий КПД двигателя;
  • подходит для труднопроходимой местности и крутых подъёмов;
  • оптимальная скорость оборотов двигателя экономит энергию и увеличивает запас хода аккумулятора до 20%.
  • высокая цена, так как центральный привод устанавливают на дорогие велосипеды высокого класса.

Тип тормозов электровелосипеда

Большинство моделей электровелосипедов комплектуются механическими дисковыми тормозами. Они состоят из стального диска, который размещен на втулке велосипедного колеса, обычно с левой стороны, и калипера - суппорта, сжимающего диск тормозными колодками.

Иногда в электрических байках используют механические тормоза типа V-brake или дисковые гидравлические тормоза, считающиеся наиболее функциональными и самыми безопасными при торможении электровелосипеда.

Система управления (контроллер)

Это продвинутая система, которая контролирует работу двигателя, аккумулятора, датчиков и других компонентов для безопасной и эффективной езды на электровелосипеде.

Контроллер используется для регулирования:

  • частоты вращения и крутящего момента двигателя;
  • ускорения;
  • передаточного числа;
  • торможения и многих других аспектов вождения электровелосипеда, что позволяет велосипедисту достичь рационального использования энергии электродвигателя.

В некоторых моделях электровелосипедов контроллер имеет интерфейс пользователя с широким спектром контроля параметров езды. Чаще всего они отображаются на дисплее. Это позволяет велосипедисту отслеживать такие данные, как скорость, мощность, режимы поддержки и соответствующей активации двигателя при педалировании, и

настроить ходовые качества в соответствии со своими предпочтениями и условиями местности.

Контроллер электровелосипеда также отслеживает состояние заряда аккумулятора и предотвращает чрезмерную разрядку или перегрузку, что может сократить срок службы аккумулятора. Дополнительно этот элемент выполняет защитную функцию - выключает двигатель в случае перегрева, чтобы защитить систему от повреждений.

Что нужно учитывать при выборе зарядки и контроллера?

  • При выборе контроллера для электровелосипеда надо учитывать его совместимость с моделью электровелосипеда и электроникой. Существуют разные модели, которые подходят для разных типов двигателей и аккумуляторов. Также нужно обратить внимание на такие защитные функции, как защита от перегрузки, перегрева или сигнал о низком заряде аккумулятора. Поэтому стоит проконсультироваться с производителем или специалистом, чтобы подобрать нужный вариант.
  • При выборе зарядки для электровелосипеда самой важной характеристикой является напряжение. Зарядное устройство должно быть совместимым с напряжением аккумулятора. Напряжение измеряется в вольтах и обозначается буквой V, например, зарядное устройство для электровелосипеда на 36 В. Далее стоит обратить внимание на тип гнезда. Прежде всего, важно количество пинов/контактов. Разъемы зарядного устройства могут отличаться в моделях разных производителей. Кроме того, следует учитывать, мощность зарядки и безопасность, подтвержденную сертификатами. Цена зарядного устройства, конечно, тоже важный аспект, ведь никто не любит переплачивать, но она не должна быть решающим фактором. Ведь дешевое зарядное устройство может стать источником проблем, устранение которых потребует гораздо больших затрат, чем сэкономленная сумма.

Дополнительные опции и оснащение электровелосипеда

Чтобы в полной мере использовать весь потенциал электровелосипеда, стоит инвестировать в соответствующие аксессуары, которые повысят комфорт, безопасность и эффективность. Правильно подобранные элементы не только увеличивают удовольствие от эксплуатации, но и продлевают срок службы электровелосипеда.

Прежде всего, стоит приобрести специальные защитные чехлы для аккумулятора, которые помогут поддерживать соответствующую температуру в холодные дни и защитят его от влаги и грязи.

Электрические велосипеды часто развивают более высокую скорость, чем стандартные, что увеличивает риск несчастных случаев. Хорошее освещение имеет важное значение, особенно во время езды в городских условиях или по бездорожью в темное время суток. Оно может быть встроено в раму или заднее крыло. Велосипедист может дополнительно оборудовать электровелосипед внешними фонарями - светодиодным передним и задним. Для городской езды достаточно передних моделей со световым потоком 200 люменов. Однако в лесу или на плохо освещенных дорогах рекомендуемая мощность может быть выше (300-500 люменов или более). В заднем фонаре количество люмен не важно. При выборе освещения обратите внимание на режимы работы. Отрывистый поток света виден издалека, даже когда аккумулятор почти разряжен. Убедитесь, что эти фонари совместимы с напряжением велосипеда, особенно если вы подключаете их к основному аккумулятору.

Поскольку электронный велосипед часто стоит довольно дорого, стоит инвестировать в надежную защиту от воров. Выбирайте замки с высокой устойчивостью к порезам - U-образные замки или цепочки. Дополнительная защита двигателя важна для пользователей электровелосипедов со средним приводом, поскольку его установка в центральной части велосипеда может привлечь внимание воров.

Смартфон является неотъемлемой частью повседневной жизни и полезным инструментом на маршруте, например, для GPS-мониторинга или приложений для езды на велосипеде. Поэтому следует приобрести прочный держатель телефона, который обеспечит устойчивое крепление даже на неровных поверхностях.

Электровелосипеды со ступицей или средним приводом идеально подходят для перевозки более тяжелых грузов. Установка кофров и багажников позволяет удобно перевозить необходимые вещи, не нагружая спину.

Наличие дополнительного зарядного устройства гарантирует безопасность на дальних маршрутах, особенно когда доступ к электрическим розеткам затруднен. Электровелосипед со встроенным USB-портом позволяет заряжать мобильные устройства во время езды - это будет полезно для велосипедистов, путешествующих на большие расстояния.

Правильное обслуживание - залог долгой и безотказной работы электровелосипеда. Его детали требуют особого ухода из-за их более сложной конструкции, чем у традиционных велосипедов, поэтому стоит иметь набор необходимых инструментов для быстрого ремонта:

  1. латки для камер - простой и быстрый способ отремонтировать проколотую камеру без необходимости ее замены. В ремкомплект обычно входят латки, клей и инструменты для подготовки поверхности камеры;
  2. цепной ключ позволит быстро отремонтировать или заменить поврежденный элемент цепи;
  3. рычаги для шин будут полезны при замене камеры или шины. Они позволяют безопасно и быстро снять покрышку с обода без риска ее повредить;
  4. велосипедный мультитул - многофункциональный инструмент, в котором собраны наиболее часто используемые велосипедные ключи и инструменты (шестигранные ключи, рожковые ключи, отвертка), поэтому вы можете быть уверены, что будете готовы к большинству поломок;
  5. компактный велосипедный насос позволит подкачивать шины при необходимости и обеспечивать в них правильное давление.

Как правильно протестировать электровелосипед перед покупкой

Во время предпродажного осмотра электровелосипеда, возможность которого предоставляет своим покупателям магазин брендовых велосипедов Velosklad, что находится в Киеве на проспекте Вацлава Гавела, 18, нужно проверить:

  1. Исходное состояние байка. Обзор электровелосипеда с фотографиями, которые показывают исходное состояние оборудования каждой модели, можно найти в интернете. Сравните, менялось ли седло, снимались ли крылья или стойки.
  2. Визуальное состояние. Есть ли на электровелосипеде какие-то следы падения? Царапины на тормозных рычагах, педалях или заднем переключателе. Они могут указывать на серьезные повреждения.
  3. Дисплей. Нужно сделать диагностику на наличие ошибок, предупреждений или сообщений, связанных с контроллером электронного велосипеда. Следует убедиться, что дисплей работает корректно и отображает все важные данные.
  4. Аккумулятор. Должно быть не менее 75% заряда. Нужно снять аккумулятор и проверить контакты. Они должны быть чистыми, свободными от грязи и воды, не иметь признаков коррозии и повреждений. Можно ли его легко вытащить, а затем установить обратно и надежно зафиксировать.
  5. Передачи. Рычаг переключения передач должен работать плавно на всех передачах. В случае переключателя скоростей подвеска переключателя (небольшое ушко, к которому привинчен задний переключатель) является заранее определенной точкой разрыва. Эта подвеска переключателя изгибается, если велосипед упал на эту сторону (следы падения) или перевозился в машине на этой стороне. Если переключатель передач погнут, это негативно влияет на цепь и чисто переключать все передачи уже невозможно.
  6. Тормоза. Можно ли прижать тормозные рычаги к ручке руля? Тогда тормозная сила будет ограничена и придется прокачать гидравлические линии. Если тормоза издают неприятный металлический скрежет, это может свидетельствовать об износе колодок, которые необходимо заменить. Если на тормозном диске также есть следы износа и круглые следы шлифовки, тормозные колодки давно вышли из строя, и диски также нуждаются в замене.
  7. Освещение. Передние и задние фонари на электровелосипедах обычно питаются от аккумулятора, поэтому они должны работать без проблем, иначе поиск неисправностей может быть затруднен.
  8. Двигатель. Обновлялось ли программное обеспечение двигателя во время обслуживания? Обратите внимание на целостность корпуса двигателя.
  9. Шины. Должны быть целыми и не спущенными.
  10. Амортизационная вилка и амортизатор. Должны быть чистыми и не иметь царапин. Следов разлитой смазки не должно быть. Важно, чтобы вилка и амортизатор работали исправно и могли настраиваться под вес водителя. Следует проверить ножки амортизационной вилки (внутреннюю, подвижную часть, обычно серебристого или черного цвета) на наличие царапин и повреждений, которые почти всегда приводят к функциональным ограничениям электровелосипеда.
  11. Руль. Должен быть тугим и без люфта. Для проверки лучше всего задействовать тормоз переднего колеса и обеими руками перемещать руль вперед и назад. Если вы чувствуете дребезжание или люфт подшипника в районе выноса руля (рулевой трубы), проанализируйте, откуда люфт. Это не обязательно должен быть серьезный дефект, но он может им стать и в худшем случае стать причиной падения с велосипеда.
  12. Тестовое вождение электровелосипеда. Во время езды старайтесь заметить, есть ли какие-то отклонения в реакции на нажатие рулевого колеса и педали. Необходимо обратить внимание на плавность разгона и торможения, а также на любые рывки и изменения мощности во время движения.

Если у вас нет времени посетить наш магазин, мы доставим электровелосипед в разобранном виде, предварительно тщательно проверим и настроим его. Останется только вытащить из коробки, собрать и протестировать. В случае возникновения вопросов, потребностей в сервисном обслуживании, замене деталей или ремонте приобретенного электровелосипеда, обращайтесь в сервисный центр Velosklad.