Переключатель передач – это важный, но очень уязвимый узел велосипеда. Передачи следует регулировать через каждые 500 км езды. Ведь за это время тросики повреждаются, рубашки загрязняются, цепи растягиваются, передние и задние переключатели расстраиваются. Именно переключатели определяют удобство переключения передач на велосипеде. От их работы зависит комфорт всей поездки.

Большинство начинающих велолюбителей обращаются за настройкой передач к веломеханикам. Это верно, но опытные механики берут за свои услуги немалые деньги. Поэтому лучше один раз научиться и не платить каждые 3-4 месяца езды специалистам. В этой статье рассмотрим конкретные шаги, соблюдение которых поможет даже начинающему разобраться, как настроить передачи на велосипеде своими руками.

Подготовка к настройке передач

Регулировку передач нужно производить в случае:

  1. Покупки нового транспортного средства без заводских настроек.

  2. Замены детали системы регулировки скоростей.

  3. Выхода из строя какого-либо узла переключения передач.

  4. Отклонений в работе из-за большого пробега транспортного средства.

Все настройки начинаются с этапа подготовки. На этой стадии необходимо провести тщательную очистку системы переключения передач от грязи, масла. Важно проверить все детали на наличие повреждений:

  • цепи;

  • заднего и переднего переключателя;

  • тросов и рубашек;

  • звезды кассеты;

  • передней звезды.

Например, если цепь проскакивает, это может свидетельствовать о том, что цепь или звезды кассеты изношены. Если обнаружены поврежденные, деформированные, изношенные детали, нужно заранее купить новые запчасти.

Для самостоятельной настройки нужно подготовить соответствующие инструменты и расходные материалы:

  1. Набор шестигранников (ключи на 4, 5 и 6 мм подходят для большинства моделей велосипедов).

  2. Крестовая или плоская отвертка для регулировки винтов ограничения.

  3. Масло для смазки цепи, чтобы обеспечить плавную работу трансмиссии.

  4. Пассатижи для натяжения троса.

  5. Тряпка для очистки компонентов от смазки и грязи.

Как настроить передачи на велосипеде

Настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

Задний переключатель скоростей переключает задние звезды велосипеда с помощью рычага, установленного на правой части колеса. Рычаг переключается в несколько положений для каждой звезды соответственно. Поворачивая рычаг вверх или вниз, переключатель начинает движение, а цепь с одной задней звезды перемещается на другую.

Особенности настройки заднего переключателя с обратной тягой

Обратная тяга на переключателях встречается очень редко. В основном, это старые или простые модели байков. Принцип работы этого механизма заключается в автоматическом перемещении цепи на меньшие звезды при ослаблении натяжения троса благодаря пружине.

Среди особенностей следует отметить:

  1. Переключение на большие звезды зависит от натяжения троса.

  2. Настройка более чувствительна к точности натяжения троса.

  3. Принцип работы винтов H и L аналогичен, как в стандартных переключателях.

  4. Для установки обратной тяги трос должен быть натянут точнее, чем в обычных системах.

Диагностика состояния заднего переключателя

Начинать следует с тщательного визуального обзора заднего переключателя, ведь даже небольшие отклонения влияют на функциональность механизма. Убедитесь, что тросик переключения скоростей цел, чист, надежно закреплен, а верхний и нижний ролики без видимых повреждений и загрязнений.

Также следует проверить ровность лапки, которая часто деформируется в случае ненадлежащей эксплуатации байка: если смотреть на задний переключатель с тыла, звезда кассеты и ролик (нижний и верхний) должны располагаться на одной линии перпендикулярно поверхности земли.

На что еще обратить внимание перед тем, как отрегулировать задние передачи на велосипеде:

  1. Если скорости переключаются туго, проверьте, чист ли трос и рубашка и не заржавели ли. Изношенные детали сначала следует заменить.

  2. Если цепь медленно переходит на меньшие звезды, возможно, пружина переключателя с обратной тягой растянулась.

  3. Изношенные зубцы кассеты или цепь могут вызвать проскакивание передач.

  4. Убедитесь, что винт крепления переключателя к раме крепко затянут.

Если все ОК, можно переходить непосредственно к настройкам.

Основные этапы настройки заднего переключателя – пошаговый план действий

Пошаговая настройка заднего переключателя скоростей:

  1. Поставить цепь на малейшую заднюю звезду (т.е. на максимальную скорость).

  2. Ослабить трос переключения на заднем переключателе, выкручивая винт зажима.

  3. С помощью переднего переключателя скоростей установите цепь на среднюю звезду передней каретки.

  4. Покрутить педали. Если цепь при движении спадает, следует по часовой или против часовой стрелки подкрутить винт ограничителя верхних передач, обозначаемый буквой «H» (High). Наконец, самая маленькая звезда на передней каретке и переключатель должны стать в одну линию. После этого необходимо включить минимальную заднюю передачу, переместив цепь вручную или с помощью манетки на самую большую звезду сзади. И уже другим винтом, обозначаемым буквой «L» (Low), выполнить идентичную регулировку до выравнивания роликов с большой звездой.

  5. Натянуть вручную трос и зафиксировать его болтом, но без фанатизма, чтобы не переборщить.

  6. Проверить работу переключателя, изменяя скорость от наименьшей до наибольшей. Если высокие или низкие передачи не плавно переключаются, нужно отрегулировать натяжение троса, проворачивая специальный барабан на манетке (тонкая настройка). При плохом забросе цепи на более низкие передачи, натяжение троса увеличивается, и наоборот, при плохом сбросе на более высокие – уменьшается.

Напоследок следует протестировать переключение передач во время езды, обращая внимание на то, как быстро цепь переходит на большие и меньшие звезды, отсутствует ли посторонний шум и «проскакивание». В среднем процесс регулировки занимает от 30 до 60 минут. Но это еще не все – для правильной работы системы переключения нужно еще отрегулировать передний переключатель скоростей.

Настройка переднего переключателя скоростей

В начале следует отметить важную деталь, что велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самые дешевые передние переключатели, изготовленные из тонкой стали. Такой металл легко гнется и не дает нормально переключать скорость. Поэтому, чтобы вы не делали, нормально настроить передний переключатель просто не получится. И куда же без предварительной диагностики системы переключения.

Диагностика переднего переключателя

Перед началом настройки переднего переключателя убедитесь, что выполняются следующие условия:

  1. Чистый и смазанный механизм переключателя. Наличие грязи вызывает определенные трудности с переключением скоростей.

  2. При полной нагрузке (при езде) отсутствуют шумы, медленное или резкое переключение, а переключатель полностью справляется со своей задачей.

  3. Если смотреть сверху на переключатель, то его рамка должна располагаться параллельно всем звездам системы переключения. Старайтесь ориентироваться не по цепочке, а по звездам, поскольку цепь может стоять на крайних передачах и передний переключатель будет установлен неправильно.

  4. При включении самой большой звезды спереди, ее зубцы находятся на удаленном расстоянии от изгиба рамки переключателя и не затрагивают ее (высота переключателя над самой большой звездой должна составлять 1-3 мм).

  5. Отсутствуют люфы, деформации – отрегулировать такой переключатель практически невозможно.

  6. Трос натянут правильно. Ослабленный тросик вызовет проблемы с переключением.

  7. Нет повреждений рубашки или самого троса. Изношенные компоненты следует заменить непосредственно перед проведением процедуры регулировки.

Как настроить передачи на велосипеде - 1

Основные этапы настройки переднего переключателя – пошаговая настройка

Алгоритм действий следующий:

  1. Открутить (ослабить) болт, держащий трос переднего переключателя. Обычно он откручивается шестигранником на 5 или гаечным ключом на 9.

  2. Провести соответствующие манипуляции с тросиком и монеткой на руле:

    •  Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в монетку и выверните на пол оборота.

    •  Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом. Обратите внимание, чтобы на шайбах, прижимающих тросик, были предусмотрены специальные канавки. Необходимо закрепить тросик именно у них.

  3. Выставить крайние положения рамки переключателя болтами "H" и "L".

    • «High» – устанавливает крайнее положение на самой большой звезде системы.

    • «Low» – регулирует крайнее положение переключателя на самой маленькой звезде.

Чтобы настроить крайнее положение болта «L», необходимо переключить на самую большую звезду на заднем переключателе (соответствует первой скорости на манетке). Далее начинаем крутить болт «L» пока между цепью (находящейся на малейшей звезде системы) и рамкой не останется зазор около 1 мм (чем меньше, тем лучше главное, чтобы цепь не терлась о металл).

При настройке крайнего положения «H» нужно переключиться на маленькую звезду, что соответствует наибольшему числу на правой манетке от 6 до 11 в зависимости от того, сколько  всего скоростей. Цепь забрасываем на третью звезду (самую большую в системе) и крутим винт «H». Настраиваем рамку так, чтобы цепь не взлетала на шатун, а зазора с педалью в 1 мм будет вполне достаточно.

  1. Выставить центральное положение рамки переднего переключателя. Необходимо опрокинуть цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь сначала должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть трос регулятором натяжения (см. пункт 2.А), который находится на манетке. Крутить нужно до тех пор, пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.

  2. Проверьте плавность переключения передач. Попытайтесь переключать скорости и посмотреть, переходит ли цепь на все звезды. Чаще цепь не переходит со второй звезды на первую и цепляет рамку переключателя. Это решается путем откручивания болта L (чтобы рамка переключателя сместилась в сторону рамы) на один два витка и все должно заработать идеально.

По завершению проверьте переключение между всеми передними звездами в сочетании с разными звездами на кассете. Если цепь соскальзывает или переключение происходит медленно, повторите настройку ограничителей и натяжение тросика.

Если переключатель не работает даже после настройки, проверьте состояние передних звезд и цепи, и не поврежден ли кронштейн, к которому крепится переключатель. Повреждение этих компонентов оказывает негативное влияние на качество переключения передач.

Несколько советов от веломеханика:

  • Для стабильной работы переднего механизма всегда соблюдайте баланс между натяжением троса и положением винтов L и H.

  • Регулярно очищайте переключатель и тросик, чтобы не допускать накопления грязи.

И напоследок, многих клиентов интернет-магазина Велосклад интересует вопрос: чем отличается настройка шоссейного байка и МТБ? Различий в настройке переднего переключателя на горном и шоссейном велосипеде нет. Единственное, что в шоссейном байке в системе используется не 3 звезды, а две, что делает регулировку передач велосипеда более быстрой. Если у вас двойная система, нужно также выполнить все пункты вышеперечисленного алгоритма действий, но без настройки центрального положения рамки. А натяжение тросика будет настраиваться при переключении на 2-ю звезду, где регулировка крайнего положения происходит с помощью винта «H».