Сейчас популярны четыре ведущие системы тормозов:

  1. Гидравлические дисковые тормоза, которые считаются самыми совершенными.

  2. Механические дисковые тормоза.

  3. Ободные тормоза V-Brake,

  4. Дорожные ободные тормоза.

Какие велотормоза лучше - зависит от типа велосипеда, предпочтений райдера, стиля катания и бюджета.

Наиболее распространенные тормозные велосипедные системы

  • В шоссейных и гравийных велосипедах обычно используются механические тормоза с суппортом или гидравлические дисковые тормоза. Суппортные тормоза - легкие и простые в использовании, но могут оказаться менее эффективными в сложных погодных условиях. Гидравлические дисковые тормоза в шоссейниках обеспечивают большую тормозную мощность и точность, но они более тяжелые и более дорогие.

  • Для горных велосипедов существует два основных типа дисковых тормозов: механические и гидравлические, которые считаются более точными и эффективными, но требуют более сложного обслуживания. Они обеспечивают лучший контроль и тормозное усилие в сложных бездорожных условиях, особенно на мокрой или грязной поверхности. Выбирая тормоза для горного велосипеда, следует обратить внимание на диаметр дисков и тип тормозных колодок, чтобы они соответствовали конкретному стилю езды и местности.

  • Для городских и треккинговых велосипедов популярными типами тормозов являются V-образные (ободные) и механические дисковые тормоза. V-образные тормоза - надежные, простые в обслуживании и эффективные в повседневной езде. Механические дисковые тормоза обеспечивают улучшенные тормозные характеристики и идеально подходят для длительных поездок.

  • Для электровелосипедов рекомендуется использовать дисковые тормоза - как механические, так и гидравлические. Они обеспечивают эффективное и надежное торможение, что важно из-за большого веса и высокой скорости электровелосипедов. Дисковые тормоза также более износоустойчивы и обеспечивают лучшую производительность в разных погодных условиях. Также следует убедиться, что мощность торможения соответствует скорости и весу электровелосипеда.

Преимущества дисковых велосипедных тормозов

Дисковые тормоза - самый частый ответ на вопрос «какие тормоза на велосипеде лучше установить?». Основные преимущества дисковых велосипедных тормозов:

  • большая тормозная сила, позволяющая сразу остановить велосипед при необходимости;

  • высокая стойкость системы к перегреву;

  • удобство работы рукояток - рычаги не требуют большого усилия при нажатии, а это очень важно при внезапном сильном торможении во время движения. Благодаря этому легче дозировать мощность торможения и руки устают гораздо меньше;

  • лучшие характеристики во влажных и грязных условиях, что очень важно для людей катающихся на велосипеде круглый год. Там, где V-образные тормоза и другие ободные тормоза не работают, дисковые - имеют почти полную тормозную способность. Ведь в условиях сильного дождя, грязи или снега тормозные колодки скользят по грязному ободу, а тормозные диски и накладки создают гораздо большее трение и дольше остаются чище.

Выбор между гидравлическими и механическими тормозами для велосипедов

Дисковые тормоза делятся на два типа - механические (со стальным тросиком) и гидравлические (с тормозной жидкостью).

У механических моделей тормозов при натяжении тросик активирует движение тормозных колодок и прижимает их к диску. В гидравлической системе движение поршней, прижимающих накладки к диску, активируется тормозной жидкостью.

Преимущества механических дисковых тормозов:

  • Высокая производительность - отличная тормозная способность, независимо от условий эксплуатации велосипеда.

  • Срок службы колес - с механическими дисковыми тормозами колеса служат дольше, потому что ободы не подвержены износу, как это происходит V-подобными тормозами.

  • Устойчивость к атмосферным воздействиям - к дождю и грязи.

Недостатки механических дисковых тормозов:

  • Более сложная регулировка.

  • Необходимость регулярного обслуживания.

  • Большой вес - они тяжелее, чем V-образные тормоза, что может стать проблемой для тех, кто стремится ездить на легком велосипеде.

Гидравлические дисковые тормоза считаются самой современной передовой технологией. В них используется гидравлическая жидкость для передачи тормозного усилия, что обеспечивает точный контроль и отличную тормозную способность.

Преимущества гидравлических дисковых тормозов:

  • Высокая производительность - гидравлические дисковые тормоза обеспечивают высокую тормозную мощность и высокую точность работы.

  • Низкие эксплуатационные расходы - гидравлические дисковые тормоза требуют гораздо меньшее обслуживание, чем механические.

  • Устойчивость к атмосферным воздействиям - они идеально приспособлены к езде в разных погодных условиях.

Недостатки гидравлических дисковых тормозов:

  • Высокая цена - гидравлические дисковые тормоза стоят дороже механических аналогов.

  • Сложность регулирования и обслуживания - требуют специального инструмента и навыков. Потому они являются лучшим выбором для профессиональных велосипедистов и любителей горных велопрогулок.

Ободные тормоза: недостатки и преимущества

Самые главные типы велосипедных тормозов относятся к семейству обоих. Их название происходит от способа работы: тормозные колодки прижимаются непосредственно к ободам колес. Колодки изготавливают из резиновых смесей для лучшего сцепления. При нажатии на тормозной рычаг колодки сжимают обод, замедляя или останавливая колесо.

Преимущества ободных тормозов:

  • Эффективность торможения и относительно легкая регулировка.

  • Низкая стоимость - их относительно дешево покупать и обслуживать.

  • Универсальность - подходят для большинства велосипедов со стандартными ободами.

Недостатки  ободных тормозов:

  • Меньшая эффективность в дождливую и грязную погоду. Для людей, которые собираются ездить в сложных условиях, оптимальный выбор - тормоза гидравлического типа.

Разнообразие ободных тормозных систем для велосипедов

В зависимости от конструкции и области применения различают следующие типы велосипедных тормозов:

  1. U-тормоза - это ободные тормоза, по форме слегка напоминающие перевернутую букву U, отсюда их название. Они имеют колодки, прикрепленные к раме. Между ними находится пружина, отвечающая за их открытие. Тормозной трос заставляет велосипед терять скорость и останавливаться, натягивая колодку, прижимая ее к ободу. С годами в конструкции тормозов этого типа мало что изменилось, поэтому их начали заменять новыми и более эффективными решениями. Ранее дисковые ободные тормоза U-Brake встречались только на шоссейных велосипедах. Сегодня они преимущественно используются на двухколесных транспортных средствах, предназначенных для детей, а наибольшую популярность приобрели велосипеды BMX, где все чаще используются тормоза U-Brake.

Преимущества обоих U-тормозов:

  • доступная цена;

  • очень простая конструкция, которую легко обслуживать;

  • небольшой вес.

Недостатки обеих U-тормозов:

  • низкая тормозная сила;

  • низкая доступность в магазинах;

  • быстро изнашивают обод;

  • плохая работа во влажных условиях.

  1. Консольные или кантилеверные дисковые тормоза отличаются очень простой конструкцией. Они состоят из двух рычагов (установленных в специально подготовленных точках), соединенных через хомут с общим тормозным тросом. При нажатии на ручку происходит изменение ее натяжения и прижатие тормозных колодок к ободу. Благодаря своей конструкции консольные велосипедные тормоза позволяют использовать широкие покрышки, поэтому их первоначально применять на MTB-велосипедах. Однако кантилеверные тормоза было сложно регулировать, поэтому в 1990-х годах их заменили на V-Brake. Сейчас кантилеверные дисковые тормоза иногда используются на велосипедах для велокросса и городских моделях, особенно на моделях бюджетного класса.

Преимущества кантилеверных тормозов:

  • возможность использования более широкой шины;

  • простота эксплуатации и обслуживания;

  • низкая стоимость.

Недостатки кантилеверных тормозов:

  • эффективность торможения хуже, чем у V-Brake;

  • сложно настраиваются;

  • быстро изнашивают обод;

  • эффективность этих тормозов значительно снижается в сложных погодных условиях.

  1. V-brake - наиболее популярный тип велосипедных тормозов, используемый на современных двухколесных транспортных средствах, обеспечивающий приятное и комфортное управление велосипедом.

Преимущества V-brake:

  • простота эксплуатации, сборка и регулировка;

  • простота обслуживания и ремонта;

  • невысокая стоимость;

  • быстрое торможение.

Недостатки V-brake:

  • быстро изнашивают обод;

  • низкая эффективность в дождь или на грязных поверхностях.

5. Двойные поворотные дорожные тормоза (Dual Pivot) - это механические велосипедные тормоза, работающие аналогично стандартным V-Brake (за счет трения колодок об обод).

Преимущества двойных поворотных дорожных тормозов:

  • компактные размеры;

  • легкость;

  • другое крепление – по центру, над колесом;

  • аэродинамика;

  • обеспечивается хорошая модуляция (контроль) тормозного усилия.

Недостатки двойных поворотных дорожных тормозов:

  • не подходят для эксплуатации в плохую погоду;

  • сложнее ремонтируются из-за конструктивных работ, особенно в случае возникновения аварийной ситуации на трассе;

  • чаще всего ограничивают возможность установки более широких шин (обычно они совместимы с шинами диаметром до 28 мм).

6. Гидравлические ободные тормоза - расширенная модифицированная версия классических V-Brake. Чтобы остановить велосипед, тормозные колодки зажимаются на обод, но вместо стального троса используются гидравлические магистрали (включая тормозную жидкость). Их чаще всего применяют любители треккинговых велосипедов, велосипедов-тандемов, а иногда и горных велосипедов.

Преимущества гидравлических ободных тормозов:

  • очень высокая тормозная способность.

Недостатки гидравлических ободных тормозов:

  • быстрее, чем у тормозов V-Brake, изнашивается обод;

  • сложный ремонт и обслуживание;

  • тяжелые, поэтому делают велосипед более тяжелым;

  • дорого стоят.

Барабанная тормозная система на велосипедах

Барабанные тормоза встречаются на современных велосипедах относительно редко, но они имеют свое применение. Для торможения они используют барабан, расположенный в ступице колеса.

Преимущества барабанных тормозов:

  • устойчивость к любым погодным условиям;

  • низкие эксплуатационные расходы - они не нуждаются в особом уходе и практически не изнашиваются;

  • долговечность - могут непрерывно использоваться много лет.

Недостатки барабанных тормозов:

  • ограниченная тормозная способность по сравнению с дисковыми тормозами, что делает их менее пригодными для горных и гоночных велосипедов.

Для велосипедистов-аматоров достаточно самых дешевых тормозов V-Brake. Для тех, кто постоянно ездит в разных погодных условиях и по сложной местности, лучшим выбором могут стать гидравлические дисковые тормоза. Однако выбрать тормоза правильного типа - недостаточно. Важно поддерживать их в хорошем состоянии путем регулярного технического обслуживания. Только в этом случае они будут обеспечивать безопасность при езде на велосипеде.