Количество
|
Стоимость
|
||
|
Все что требуется знать о велосипедных цепях
Хоть цепи и не является замысловатым компонентом и выполняет простую работу, на самом деле в нее вкладывается много технологий, которые обеспечивают ей идеальный контакт со звездами и плавное переключение передач.
Конструкция велосипедной цепи
Велоцепь состоит из ряда звеньев, чередуемых между широкими и узкими по всей длине. Каждое звено состоит из двух пластин закрепленных двумя пинами, на которые надеты ролики. Непрерывность цепи обеспечивается благодаря фиксации пином внешних и внутренних линков.
Часто современные цепи поставляются с механизмом размыкания (замком), что облегчает её обслуживание. Такой механизм размыкается давлением пинов друг к другу, к центру замка. Застегивается он наоборот, растягиванием звена в противоположные стороны.
Размеры велосипедной цепи
Стандартное расстояние между звеньями, которое называют шагом, составляет ½ дюйма (12,7 мм), хотя иногда проводятся эксперименты с цепями с метрическим шагом (10 мм), а команда GB, по слухам, использовала цепи с шагом ⅜ дюйма на Олимпийских играх в Токио.
В цепях для односкоростной трансмиссии внутреннее звено более узкое, чем внешнее и имеет меньшее расстояние между звеньями. Удержание цепи происходит за счет чередования широких и узких зубцов на самой звезде, что улучшает надежность системы.
Однако такой подход уже не возможен в трансмиссиях с несколькими звездами, так как невозможно заведомо определить положение цепи во время переключения передач. Поэтому зубья на звездах в многоскоростных системах имеют одинаковую ширину и работают с более узкими звеньями цепи.
Ширина роликов в цепях для систем на различное количество скоростей практически одинакова: 2,38 мм для 5-8-скоростных цепей и 2,18 мм для 9-скоростных и выше. Меняется лишь ширина боковых пластин звеньев.
Зависимость ширины цепи и количества скоростей
Ситуация с шириной цепи усложняется с увеличением количества скоростей, посколько бренды комплектующих добавили необходимые дополнительные передачи используя два нововведения. Первое — зона крепления кассеты (freehub) на заднем колесе стала шире.
Чтобы увеличить крепеж сохраняя стандарт расстояния между дропаутами, заднее колесо стало еще более асимметричным. Это зашло настолько далеко, насколько это возможно, поэтому в горных велосипедах для выравнивания геометрии заднего колеса теперь используется стандарт Boost.
Второе нововведение — уменьшение расстояния между звездами, а также сужение самих звёзд. Следовательно, сами цепи также стали уже, что сделало их ограниченными в совместимости между трансмиссиями с разным количеством передач. Поэтому вы не можете использовать 12-скоростную цепь с 11-скоростной кассетой, а следовательно, для 11-скоростной трансмиссии вам понадобится 11-скоростная цепь.
Ширина цепи составляет:
- 5,3 мм для 12 скоростных систем;
- 5,5 мм для 11 скоростных систем;
- 6 мм для 10 скоростных систем;
- От 6,5 до 7 мм для 9 скоростных систем;
- 7 мм для систем на 6, 7 и 8 скоростей.
Для недавно запатентованного компанией Campagnolo стандарта на 13 звезд — ширина составляет 4,9 мм.
Цепи для односкоростных и трековых велосипедов, как правило, значительно шире, чем те, которые предназначены для использования с многоскоростными трансмиссиями. Как правило, трековая цепь имеет ширину около 9 мм. Отчасти это связано с тем, что на задней втулке больше места для цепи, а отчасти с тем, что цепь должна быть более прочной, поскольку она испытывает большую нагрузку во время ускорения и замедления.
Совместимость брендов и групсетов
В прошлом, цепи на одинаковое количество скоростей можно было комбинировать между производителями. Однако с современными цепями для систем на 11, 12 и 13 скоростей это утверждение не верно, так как конструкция для конкретного бренда может отличаться.
Например, 12-скоростные МТБ цепи SRAM Eagle нельзя использовать с шоссейными 12-скоростными задними переключателями и наоборот. Однако некоторые компоненты вы все же сможете совместить, например 11-скоростные Shimano и SRAM. Но учитывайте, что такой подход может привести к избытку шума трансмиссии.
В 12-скоростных шоссейных групсетах Shimano используется та же цепь с технологией Hyperglide+, что и в 12-скоростных MTB групсетах того же бренда. Она отличается конструкцией, способствующей быстрому переключению передач.
Shimano также производит цепь Linkglide, предназначенную для электровелосипедов с 10 или 11 скоростями, хотя она также может использоваться с трансмиссией Hyperglide. Отличаются такие цепи формой звеньев, рассчитанных на дополнительную тягу электродвигателя.
Такие бренды как Wippermann и KMC производят взаимозаменяемые цепи, совместимые со всеми производителями компонентов, однако стоит точно убедиться, что конкретная цепь подходит к вашим компонентам.
Длина цепи
Как правило, цепи поставляются со 110 или большим количеством звеньев. Это больше, чем требуется для большинства велосипедов, поэтому для их установки приходится их уменьшать.
Исключением служат только горные велосипеды с подвесками большого хода, для которых требуется длинная цепь. В таком случае бывает потребность сразу в двух цепях.
Самый простой способ убедиться в том, что цепь правильной длины, — это подсчитать количество звеньев в старой цепи и, если старая цепь функционировала исправно, приобрести цепь такой же длины.
Если вы собираете трансмиссию с нуля или увеличиваете количество скоростей на старой, вам потребуется более научный подход.
Материалы и конструкция цепи
Большинство цепей изготавливается из стали — отсюда их склонность к коррозии при недостаточной смазке. Некоторые более дорогие цепи подвергаются поверхностной обработке для повышения долговечности и снижения трения. А цепи из титана предназначены для снижения веса велосипеда. Например, цепи KMC высшего класса покрыты нитридом титана, который, по словам KMC, снижает трение.
Как было указано выше, конструкция цепей также различается у различных брендов и моделей. Часто на них имеется некая рампа, призванная облегчить переключение передач, а более дорогие цепи могут иметь скошенные края пластин.
Дорогие цепи также могут иметь прорези в пластинах и полые пины — оба варианта призваны снизить вес велосипеда. Некоторые цепи для профессиональных гонок предварительно обрабатываются для снижения трения в трансмиссии в течение нескольких сотен миль и работают только в сухих условиях.